(1)3амечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе?
(2)Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. (3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (6)Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах. (7)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (8)Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте ещё раз, в третий раз. (9)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, «бескорыстно», которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-то другим.
(10)«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-то фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13)Мы уже знали, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злочастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы — всё, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам.
(19)«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
(20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают все — она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь.
(22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. (24)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых жить нельзя, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
(32)Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответы на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37)Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — своё время.
(39)Помните, что писал Пушкин из Кишинёва брату Льву и сестре Ольге 31 июля 1822 года: «Чтение — вот лучшее учение». (40)3агляните в «Словарь языка Пушкина» на слова «книга» и «чтение». (41)Как много пишет Пушкин о чтении, об общении своих любимых героев с книгой.
(По Д. С. Лихачёву)
Задание 24. «В
"Письмах о добром и прекрасном" Д. С. Лихачёв целую главу посвятил
книгам. Автор с трепетом и любовью относится к книгам. Неслучайно уже в первых
предложениях текста употреблён троп — (А) ____ ("[литература] служит проводником
в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей" в
предложении 3). И эту любовь к книгам публицист стремится привить читателям.
Кроме рекомендаций по „бескорыстному" чтению читатель получает возможность
ещё раз вспомнить великие классические произведения. Для этого использовано
синтаксическое средство — (Б)____ (предложения 14, 18). Непринуждённость беседы
автора подчёркивает ещё одно синтаксическое средство — (В)____ (предложения 7,
9, 12). Для большей убедительности автор использует приём — (Г)____(предложение
39)».
Список терминов:
1) восклицательные предложения
2) ряды однородных членов предложения
3) разговорная лексика
4) анафора
5) метафора
6) метонимия
7) цитирование
8) риторические обращения
9) вставные конструкции
Решение.
1. Обратим внимание на термины «троп» и
«синтаксическое средство». Если в рецензии такой характеристики нет, то
приведённое в скобках слово или словосочетание – это троп или лексическое
средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство.
А
– троп,
Б
– синтаксическое средство,
В
– синтаксическое средство,
Г
– приём.
2. Выделим в списке терминов тропы,
лексические средства и синтаксические средства.
Тропы:
5, 6
Синтаксические
средства: 1, 2, 8, 9.
Приём:
7.
Таким
образом, к каждому заданию имеет отношение от 1 до 4 терминов. Термины в
задании не повторяются.
3. Выберем правильный термин.
А
– в скобках приведена метафора. 5
Б
– в предложениях 14 и 18 используются ряды однородных членов. 2.
В
– в предложениях 7, 9, 12 содержатся вставные конструкции. 9.
Г
– приём – цитирование. 7.
Проверка. Подставим термины в текст
рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических
ошибок нет.
«В "Письмах о добром и
прекрасном" Д. С. Лихачёв целую главу посвятил книгам. Автор с трепетом и
любовью относится к книгам. Неслучайно уже в первых предложениях текста
употреблён троп — (А) метафора ("[литература] служит проводником в другие
эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей" в
предложении 3). И эту любовь к книгам публицист стремится привить читателям.
Кроме рекомендаций по „бескорыстному" чтению читатель получает возможность
ещё раз вспомнить великие классические произведения. Для этого использовано
синтаксическое средство — (Б)ряды однородных членов (предложения 14, 18).
Непринуждённость беседы автора подчёркивает ещё одно синтаксическое средство —
(В)вставные конструкции (предложения 7, 9, 12). Для большей убедительности
автор использует приём — (Г) цитирование (предложение 39)».
В ответ записываем цифры, не нарушая
последовательность букв, без пробелов и запятых.