(1)Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём совершенстве непременно пленительно. (2)Дело художника — выразить своё видение мира, и другой цели оно не имеет. (3)Но таков таинственный закон искусства, что видение вовне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. (4)3десь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. (5)Пленительность искусства — та гладкая, блестящая, переливающая радугой ледяная кора, которою как бы остывает огненная лава души художника, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью.
(6)Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном царстве играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыль. (7)Певучесть формы привлекает внимание людей: ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчётно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. (8)Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом — мудрая хитрость природы. (9)Красота — приманка, но красота и преграда. (10)Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном. (11)Поистине красота никого не обманет; но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной. (12)Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины, тем глубже, чем сам он острей. (13)Искусство даёт каждому вкушать по силам его: одному всю свою истину, потому что он созрел, другому — часть, а третьему показывает лишь блеск её, прелесть формы, для того чтобы огнепалящая истина, войдя в неокрепшую душу, не обожгла её смертельно и не разрушила её молодых тканей.
(14)Так и поэзия Пушкина таит в себе глубокие откровения, но толпа легко скользит по ней, радуясь её гладкости и блеску, упиваясь без мысли музыкой стихов, чёткостью и красочностью образов. (15)Только теперь мы начинаем видеть эти глубины подо льдом и учимся познавать мудрость Пушкина сквозь ослепительное сверкание его красоты.
(16)В науке разум познаёт лишь отдельные ряды явлений, но есть у человека и другое знание, целостное, потому что целостна самая личность его. (17)И это высшее знание присуще всем без изъятия, во всех полное и в каждом иное. (18)Это целостное видение мира несознаваемо реально в каждой душе и властно определяет её бытие в желаниях и оценках. (19)Оно также плод опыта. (20)Между людьми нет ни одного, кто не носил бы в себе своего, неповторимого видения Вселенной, как бы тайнописи вещей. (21)И не знаем, что оно есть в нас, не умеем видеть, как оно чудным узором выступает в наших разрозненных суждениях и поступках. (22)Лишь изредка и на мгновение озарит человека его личная истина, горящая в нём потаённо, и снова пропадёт в глубине. (23)Только избранникам дано длительно созерцать своё видение, хотя бы частично, в обрывках целого; и это зрелище опьяняет их такой радостью, что они как бы в бреду спешат поведать о нём всему свету. (24)Оно не изображается в понятиях; о нём можно рассказать только бессвязно, образами. (25)И Пушкин в образах передал нам своё знание; в образах оно тепло укрыто и приятно на вид. (26)Я же вынимаю его из образов и знаю, что, вынесенное на дневной свет, оно покажется странным, а может быть, и невероятным.
(По М. О. Гершензону)
Задание
24.
«Автор текста говорит с читателем о тайнах творчества, о природе искусства.
Разговор этот непростой, но увлекательный. Проникнуть в мысли автора помогают
особенности его речи, прежде всего тропы, например (А) ____(предложения 12, 14,
22), лексические средства, в частности (Б)_____ ("огнепалящая" в
предложении 13). Образность речи помогает понять главный смысл разговора. В
этом большую роль играют синтаксические средства выразительности, например
(В)____ (предложения 24, 26), а также приёмы, среди которых — (Г)____ (в
предложении 9)».
Список
терминов:
1)
индивидуально-авторское слово
2)
разговорная лексика
3)
развёрнутая метафора
4)
лексический повтор
5)
парцелляция
6)
гипербола
7)
восклицательное предложение
8)
ряды однородных членов предложения
9)
противопоставление
Решение.
1.Обратим
внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии
такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или
лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое
средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!
А
– троп.
Б
– лексическое средство.
В
– синтаксическое средство.
Г
– синтаксическое средство.
2.Выделим
в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.
Тропы:
3, 6.
Синтаксические
средства: 5, 7, 8.
Лексические
средства: 1, 2, 4, 9.
Таким
образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в
задании не повторяются.
3.
Выберем правильный термин.
А
– «поэзия таит в себе откровения» – метафора, 3.
Б
– «огнепалящая» – индивидуально-авторское слово, 1.
В
– в предложениях есть однородные члены, 8.
Г
– «приманка – преграда», противопоставление, 9.
Проверка.
Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной
форме, грамматических ошибок нет.
В
ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и
запятых.