(1)Самая большая ценность народа — его язык. (2)Язык, на котором он пишет, говорит, думает. (3)Думает! (4)Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (5)Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
(6)Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. (7)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
(8)Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
(9)О русском языке как о языке народа писалось много. (10)Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. (11)Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
(12)Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении — с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.
(13)Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. (14)А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат — лексикой в первую очередь.
(15)Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков — в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого, скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и других. (16)Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.
(17)Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком, в нём создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.
(18)В языке сказались «внутренние силы» народа — его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру. (19)Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно, верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. (20)И всё это должно было отразиться в языке.
(21)Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью.
(22)Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности.
(23)А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта! (24)Но больше всего развивает язык поэзия. (25)От этого так значительна проза поэтов.
(26)Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. (27)Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. (28)Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.
(По Д. С. Лихачёву)
Задание
24.
«Д. С. Лихачёв пишет не только о родном языке, но и о том, как языком
пользуется человек. В этом нас убеждают различные средства выразительности, в
частности приём — (А)____ ("думает" в предложениях 2, 3,
"язык", "показатель", "качеств" в предложении 8)
и синтаксическое средство — (Б)____ (предложения 3, 23). Лихачёв наряду с
привычным для его текстов синтаксическим средством, таким как (В)____ (в
предложениях 7, 19), использует яркий, запоминающийся троп, такой как (Г)____
(в предложении 28)».
Список
терминов:
1)
книжная лексика
2)
метафора
3)
противопоставление
4)
восклицательные предложения
5)
анафора
6)
риторическое обращение
7)
вводные и вставные конструкции
8)
эпитет
9)
лексический повтор
Решение.
1.
Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в
рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп
или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения –
синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере
курсивом!
А
– лексическое средство.
Б
– синтаксическое средство.
В –синтаксическое
средство.
Г
– троп.
2.
Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические
средства.
Тропы:
2, 8.
Лексические
средства: 1, 3, 9.
Синтаксические
средства: 4, 5, 6, 7.
Таким
образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в
задании не повторяются.
3.
Выберем правильный термин.
А
– лексический повтор, слово встречается в предложениях неоднократно, 9.
Б
– восклицательные предложения, 4.
В
– «впрочем», «безусловно», вводное слово, 7.
Г
– «язык станет песком во рту» – метафора, 2.
Проверка.
Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной
форме, грамматических и смысловых ошибок нет.
«Д.
С. Лихачёв пишет не только о родном языке, но и о том, как языком пользуется
человек. В этом нас убеждают различные средства выразительности, в частности
приём — (А) лексический повтор ("думает" в предложениях 2, 3,
"язык", "показатель", "качеств" в предложении 8)
и синтаксическое средство — (Б) восклицательные предложения (предложения 3,
23). Лихачёв наряду с привычным для его текстов синтаксическим средством, таким
как (В) вводное слово (в предложениях 7, 19), использует яркий, запоминающийся
троп, такой как (Г) метафора (в предложении 28)».
В
ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и
запятых.