(1)В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними:
(2)«3найте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. (З)Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть».
(4)Он призывает мальчиков помнить эту минуту, когда они чувствовали себя хорошими. (5)Потому что это воспоминание всегда будет помогать им, как бы мир ни ожесточил, ни озлобил их. (6)Алёша Карамазов считает, что такое воспоминание может удержать человека от дурного.
(7)При этом Алёша ничего не требует, ничего не проповедует, значит, и спорить в этом смысле с ним не о чем; высмеивать его уверенность — занятие соблазнительное для некоторых умов и лёгкое, поскольку Алёша пользуется тут выражениями беззащитно-высокими, торжественными, умилёнными, всё так, но совершает он при всём при этом великое с точки зрения педагогики дело: он душевную, возвышенную минуту называет, очерчивает, выделяет, закрепляет в памяти, превращает для мальчиков в воспоминание. (8)И не просто в воспоминание о чём-то приятном, а в нравственно сформулированное, определённое напоминание: вот каким ты был прекрасным...
(9)Нет, не может такое доброе воспоминание идти во вред, лучше бы иметь его, чем перебирать в своём прошлом лишь запреты и раскаяние. (10)То счастье и удовлетворение собой, о котором говорил Достоевский, обязывает душу. (11)Оно возбуждает ощущение счастья от хорошего поступка во имя людей или отдельного человека, и это ощущение хочется повторить, оно придаёт силы, наполняет смыслом жизнь и именно обязывает душу.
(12)Для меня, человека, не сведущего в педагогике, это было открытием. (13)И я стал проверять его, прикладывая к своей жизни и к жизни близких людей.
(14)Мне приходили на ум и другие люди, которые умудрялись, несмотря на все удары жизни, оставаться человечными, стойкими в своей доброте. (15)Больше, чем других, настигали их разочарования, обиды, несправедливости. (16)И всё же они не поддавались злобе, цинизму, унынию. (17)Что помогало им, что поддерживало их дух? (18)Что обязывало их душу сохранять <...>, когда казалось это так невыгодно, когда всё было против? (19)Я никогда до конца не мог разобраться в том, как это происходит. (20)И вот теперь я стал думать, что, может, им помогало какое-то воспоминание, принесённое из детства? (21)Может, они посещали своё детство и оно прибавляло им силы? (22)Может, там хранятся наши запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры в будущее?..
(По Д. А. Гранину)
Задание
24.
«Определяя предмет рассуждения, Д. А. Гранин использует приём — (А)____
(предложения 2, 3). Автор стремится пояснить читателю суть того, что описывает
в своём романе Ф. М. Достоевский, используя с этой целью троп — (Б)____
("выражениями беззащитно-высокими", "душевную, возвышенную
минуту" в предложении 7) и синтаксическое средство — (В)____ ("не
требует, не проповедует"; "называет, очерчивает, выделяет,
закрепляет, превращает" в предложении 7). Размышления над поставленной
проблемой автор завершает вопросом, в котором троп — (Г)____ (предложение 22) —
имеет ключевое значение для понимания сути проблемы».
Список
терминов:
1)
анафора
2)
метафора
3)
гипербола
4)
ряды однородных членов предложения
5)
парцелляция
6)
цитирование
7)
противопоставление
8)
эпитет
9)
контекстные антонимы
Решение.
1.
Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в
рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп
или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения –
синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере
курсивом!
А
– синтаксическое средство.
Б
– троп.
В
– синтаксическое средство.
Г
– троп.
2.
Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические
средства.
Тропы:
2, 3, 8.
Синтаксические
средства: 1, 4, 5, 6.
Лексические
средства: 7, 9.
Таким
образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в
задании не повторяются.
3.
Выберем правильный термин.
А
– цитирование, 6.
Б
– "выражениями беззащитно-высокими", "душевную, возвышенную
минуту" – определения являются эпитетом, 8.
В
– однородные члены, 4.
Г
– "хранятся наши запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры" – метафора, 2.
Проверка.
Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной
форме, грамматических и смысловых ошибок нет.
«Определяя
предмет рассуждения, Д. А. Гранин использует приём — (А) цитирование
(предложения 2, 3). Автор стремится пояснить читателю суть того, что описывает
в своём романе Ф. М. Достоевский, используя с этой целью троп — (Б) эпитет
("выражениями беззащитно-высокими", "душевную, возвышенную
минуту" в предложении 7) и синтаксическое средство — (В) ряды однородных
членов предложения ("не требует, не проповедует"; "называет,
очерчивает, выделяет, закрепляет, превращает" в предложении 7).
Размышления над поставленной проблемой автор завершает вопросом, в котором троп
— (Г) метафора (предложение 22) — имеет ключевое значение для понимания сути
проблемы».
В
ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и
запятых.