(1)Однажды весной, проезжая по Васильевскому острову в Петербурге, Пётр I увидел в саду, за оградой, несколько цветущих молодых дубков. (2)Остановился, постучал в дом, позвал хозяина. (3)Вышел мужик, мастер канатной фабрики Адмиралтейства. (4)Пётр спросил про дубки — откуда выросли такие? (5)Мастер испуганно объяснил, что, зная про заботу государя о сохранении старого дуба в Кронштадте, задумал посадить дубки на смену. (6)Выслушав, Пётр растрогался, поцеловал мастера в лоб за старание. (7)Назавтра по дороге на Петергоф царь выбрал участок земли, шагами отмерил его, велел засадить дубками, обнести оградой, повесить строгое предупреждение: не обрывать, не портить молодые посадки.
(8)Приехав в Кронштадт, вокруг старого дуба заказал сделать стол, лавки. (9)Ему нравилось там сиживать с моряками. (10)Нравилась раскидистость дуба, он любовался коричневыми, литыми, как пули, жёлудями, тем, как плотно сидели они в шершавых чашечках. (11)Найти бы в окрестностях столько дубов, сколько здесь желудей, вслух мечтал он, показывая красоту и совершенство жёлудя. (12)Эти создания природы казались ему чудом.
(13)Царь не был сентиментален, дубы нужны были корабелам. (14)Дубы и сосны. (15)На один корабль шло три тысячи отборных деревьев. (16)Двадцать пять верфей ежедневно требовали качественного леса. (17)Надо было подвозить и подвозить брёвна. (18)3начит, вырубать леса, рощи, дубравы. (19)Военные нужды не желали ни с чем считаться. (20)Всё для армии, всё для флота! (21)Рубить и возить, сотни возов, тысячи...
(22)Кораблестроители считали, что Пётр на всё готов ради флота. (23)На самом деле массовые порубки его тревожили всё больше. (24)Не в пример своим генералам и адмиралам, он считал себя в ответе за всю страну с её богатствами. (25)Первым делом он остановил вырубки лесов вдоль рек, понимая, что леса защищают реки, а заготовителям легче рубить прибрежные леса, тут же спуская их на сплав.
(26)Второе — запретил сводить на местные нужды качественные породы: дуб, клён, вяз, лиственницу, большие сосны. (27)3апретил рубить на дрова строевой лес, годный под корабельное дело.
(28)Такой запрет был непривычен. (29)Подумаешь, дерево. (30)Лес по дереву не плачет. (31)Лесов в России хватало. (32)Бережливость Петра всех удивляла. (33)То ли он увидел, как на голландских и английских верфях каждое брёвнышко считают, то ли это была хозяйская забота, потому как леса были казённые, значит, его собственные, а своё беречь надо.
— (34)Почему у нас такого сознания нет? — спрашивал меня один профессор. — (35)Цари, выходит, были сознательней нас с вами. (36)Монарх заботился, чтобы леса сохранить и передать своим детям в полном порядке. (37)Он знал, что всё, что он делает, говорит, — всё войдёт в историю. (38)У него совсем другое чувство ответственности, чем, допустим, у сегодняшнего министра лесного хозяйства. (39)Министр смотрит на нас, учёных, как на врагов, мешающих лесозаготовкам; царь, он бы нас привечал, потому что мы о его сокровище заботимся. (40)При Петре к лесу и уважение, и страх появились.
(По Д. А. Гранину)
Задание 24. «Подчёркивая
огромную роль кораблестроения для России в эпоху правления Петра I, Д. А.
Гранин использует троп — (А)_______(предложения 19, 20, 22). При этом царь,
думая о создании флота, не забывает о лесе. Неслучайно в тексте использовано
синтаксическое средство — (Б)_______ (предложения 18, 26). А тропы в
предложении 10: (В)_______("как пули") и (Г)_______ ("в шершавых
чашечках") — помогают автору убедительней показать особенности личности
Петра I».
1) фразеологизм
2) восклицательные предложения
3) антонимы
4) гипербола
5) сравнение
6) синонимы
7) эпитет
8) ряды однородных членов предложения
9) разговорная лексика
Решение.
1. Обратим внимание на характеристики
«троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то
приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в
скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании
24 всегда выделен в примере курсивом!
А – синтаксическое средство.
Б – синтаксическое средство.
В – лексическое средство.
Г – троп.
2. Выделим в списке терминов тропы,
лексические средства и синтаксические средства.
Тропы: 4, 5, 7.
Синтаксические средства: 2, 8.
Лексические средства: 1, 3, 6, 9.
Таким образом, к каждому заданию имеет
отношение от 2 до 4 терминов. Термины в задании не повторяются.
3. Выберем правильный термин.
А – Троп в предложениях 19, 20, 22 – 4
(преувеличение количества).
Б – Синтаксическое средство в
предложениях 18 и 26 – ряды однородных членов предложения, 8.
В – Троп "как пули" – это
сравнение, 5
Г – Троп "в шершавых чашечках"
– это эпитет, 7
Проверка. Подставим термины в текст рецензии
и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических ошибок нет.
«Подчёркивая огромную роль
кораблестроения для России в эпоху правления Петра I, Д. А. Гранин использует
троп — (А) гипербола (предложения 19, 20, 22). При этом царь, думая о создании
флота, не забывает о лесе. Неслучайно в тексте использовано синтаксическое
средство — (Б) ряды однородных членов предложения (предложения 18, 26). А тропы
в предложении 10: (В) сравнение ("как пули") и (Г) эпитет ("в
шершавых чашечках") — помогают автору убедительней показать особенности
личности Петра I».
В ответ записываем цифры, не нарушая
последовательность букв, без пробелов и запятых.