(1)Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2)В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший.
(3)Со словами негодования я выдернул вилку репродуктора из розетки. (4)Голос певицы оборвался. (5)Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.
(6)Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7)Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8)Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.
(9)Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10)Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
(11)Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
(12)Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве...
(13)Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей — великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.
(15)Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. (17)Меня бьёт по лицу зрительская ругань в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.
(18)Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! (19)Помогите!.. (20)Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»
(По В. П. Астафьеву)
Задание
24.
«Особое место в тексте занимает описание концерта. Для этого автор использует
яркие средства выразительности: троп — (А)____("в такую перенасыщенную
духовными ценностями жизнь граждан", "переутомлённых культурой
слушателей" в предложении 8), лексическое средство — (Б)____
("муравьишку", "молоденькой" в предложении 7,
"кругленьких" в предложении 17). Поведение зрителей, при описании
которого автор прибегает к использованию такого тропа, как (В)____ ("и
сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли" в
предложении 9), вызывает у рассказчика эмоциональную реакцию, которую лучше
всего передаёт синтаксическое средство — (Г)____ (предложения 18-20)».
Список
терминов:
1)
книжная лексика
2)
метонимия
3)
сравнительный оборот
4)
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
5)
фразеологизм
6)
градация
7)
восклицательные предложения
8)
ирония
9)
парцелляция
Решение.
1.
Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в
рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп
или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения –
синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере
курсивом!
А
– троп,
Б
– лексическое средство,
В
– троп,
Г
– синтаксическое средство.
2.
Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические
средства.
Тропы:
2, 8.
Лексические
средства: 1, 3, 4, 5.
Синтаксические
средства: 6, 7, 9.
Таким
образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в
задании не повторяются.
3.
Выберем правильный термин.
А
– Приведенные в скобках примеры содержат насмешку автора над «утомлёнными
культурой», а на самом деле бескультурными «гражданами». Насмешка,
разоблачающая отрицательные черты того или иного явления – это ирония. 8.
Б
– В примерах приведены слова разных частей речи с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. 4.
В
– В примере перечислены композиторы, однако речь идёт не о них самих, а о
созданных ими произведениях. Это метонимия. 2.
Г
– В отрывке 18-20 все предложения – восклицательные. 7.
Проверка.
Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной
форме, грамматических ошибок нет.
Ответ
записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и запятых.