(1)В воскресенье утром Миша с Володей отправились в лес на охоту. (2)Правда, ружей у ребят не было, но приятели утешали себя тем, что охотнику-следопыту совсем не важно застрелить дичь. (3)Главное, уметь выследить зверя или птицу — вот в чём заключается прелесть охоты для настоящего следопыта.
(4)Скользя на лыжах по хрустящей ледяной корке, ребята выбрались за околицу и побежали по гладкому, укрытому снегом полю. (5)Впереди в синей морозной дымке виднелся лес.
(6)Мальчики свернули на первую попавшуюся тропу и пошли по ней.
— (7)Сколько осинок обглодано! — сказал Володя. — (8)Это всё зайцы ночью объели. (9)А теперь зарылись где-нибудь в снег и спят.
— (10)Пойдём по следу, — предложил Миша, — может, выследим.
(11)И ребята, найдя свежий заячий след, отправились по нему.
— (12)А погляди, как у зайца забавно получается, — сказал Володя, — спереди два больших отпечатка от задних лап, а от передних, наоборот, сзади. (13)Ты знаешь, почему так?
— (14)Конечно, знаю, — ответил Миша. — (15)Когда заяц прыгает, он заносит вперёд задние лапы, а передние остаются между ними и немного сзади.
(16)Следы вывели в мелкий смешанный лес. (17)Потом косой пробежал по опушке, спустился в лесной овраг, перебрался на противоположную сторону. (18)Там зверёк начал делать между кустами, между деревьями замысловатые петли.
— (19)Следы путает, — тихо сказал Володя. — (20)Скоро, наверное, на лёжку отправится.
(21)Прошло не менее получаса, прежде чем ребятам с большим трудом удалось наконец разобраться в сложном лабиринте заячьих петель. (22)Далыпе след опять пошёл ровно, пересёк лесную вырубку и вновь запетлял в мелколесье.
(24)Володя начал внимательно вглядываться в чащу кустов. (25)Впереди на снегу, куда уходил заячий след, копошилось что-то живое, но что именно, ребята сквозь ветки не могли разглядеть. (26)Крадучись, мальчики стали подходить ближе, выглянули из-за кустов.
(27)3аметив их, непонятное существо сразу встрепенулось и заметалось на одном месте.
(28)Ребята со всех ног бросились к добыче. (29)Это был заяц-беляк. (30)Он кидался в разные стороны, но почему-то не убегал из кустов.
— (31)3апутался! — крикнул Володя, подбегая к зверьку и хватая его.
(32)3аяц отчаянно забился и жалобно закричал. (ЗЗ)Но Володя уже держал его в руках.
— (34)Да он за какую-то проволоку зацепился! — удивлённо сказал Миша.
(35)Он взял в руки тонкую проволочку, запутавшую зверька. (36)Другой конец её был крепко привязан к молодой берёзке.
— (37)Смотри, прямо на заячьей тропе поставлена. (38)Он в неё и попал.
(39)Миша осторожно высвободил зверька из проволочной петли.
— (40)Бежим домой, скажем, сами поймали. (41)Он, мол, среди веток застрял, а мы сразу цап-царап, и готово!
— (42)А ты знаешь, друг, — с жаром воскликнул Володя, — за такую ловлю по головке не гладят! (43)Помнишь, что говорил Иван Михайлович: «Ловить силками зайцев и всякую дичь нельзя».
— (44)Неужели же выпустить? — нерешительно сказал он. — (45)Уж очень жалко.
— (45)Мне и самому жалко, — сознался Миша. — (46)А знаешь что? (47)Давай его отнесём к нам в школу, покажем ребятам, а потом и выпустим.
— (48)Тогда и носить не стоит, — с досадой возразил Володя. — (49)Что ж показывать? (50)У нас в живом уголке такой же есть, все видели. (51)Только мучить зря. (52)Нечего зря таскать, выпускаю.
(53)Он быстро наклонился и разжал руки. (54)3аяц метнулся в сторону и в два прыжка исчез в кустах.
(55)Наутро в школе Володя и Миша рассказали обо всём своему учителю и показали снятую с берёзки петлю.
— (56)Молодцы, — похвалил Иван Михайлович ребят, — так и должны поступать настоящие следопыты.
(По Г. А. Скребицкому)