< Предыдущий | Следующий > |
1 | Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) В 1748 г. был издан трактат В. К. Тредиаковского «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всём, что принадлежит к сей материи», в котором впервые были описаны все основные принципы русской орфографии. 2) Считая фонетическое письмо наиболее доступным массам, В. К. Тредиаковский не признавал традиционное написание, а для людей, владеющих нормами литературного языка, делал ряд уступок, что описано в его трактате. 3) В. К. Тредиаковский первый заинтересовался основами русской орфографии, провозгласив фонетический принцип письма, не имевший, однако, решающего значения в истории нашего правописания, и первым изучил и описал в своём трактате русскую фонетику. 4) Первым, кто подробно изучил русскую фонетику, является В. К. Тредиаковский, признававший правильным только то произношение, которое соответствует описанным в его трактате нормам литературного языка. 5) Фонетический принцип правописания, провозглашённый В. К. Тредиаковским, не лёг в основу русской орфографии, но взгляды, изложенные в его трактате, положили начало изучению русской фонетики.
|
2 | Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.
|
3 | Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПИСЬМО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПИСЬМО, -а, ср. 1) Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п. 2) Умение, навыки писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма. 3) Система графических знаков для передачи, запечатления звуков речи. Словесно-слоговое п. Арабское п. Иероглифическое п. 4) Манера художественного изображения, создание произведений живописи с помощью определённых приёмов. Портретное п. Икона старинного письма. 5) Передача и воспроизведение музыки с помощью нотных знаков. Нотное п. Оперное п.
|
4 | В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. (у) нОгтя пОнявший начАвшись снятА стАтуя
|
5 | В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Брусника растёт в БОЛОТИСТОЙ местности. Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников. Младший брат получил в подарок ножичек с КОСТНОЙ ручкой. Молодой учитель ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе. В спектакле было использовано множество СЦЕНИЧЕСКИХ эффектов.
|
6 | Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Из-за содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это популярное домашнее растение может навлекать аллергические реакции.
|
7 | В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями ПОЛОЩУЩИЙ бельё косточки ЧЕРЕШЕН ПОПРОБУЙ прочитать многие ДИРЕКТОРЫ школ
|
8 | Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
9 | Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) с..кундант, асф..льтировать, в..брационный 2) ур..внение, соч..тание, предл..жение 3) у..звлённый, пров..нциальный, р..птать 4) фин..нсист, г..ристая (местность), эк..логия 5) зак..лённый, впл..тную, п..лисадник
|
10 | Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..следовать, правопр..емник, пр..небрегая 2) бе..цельный, ра..царапать, бе..вкусный 3) об..грев, под..двинуть, с..автор 4) непр..миримый, пр..тензия, пр..вередливый 5) в..ётся, фел..етон, пас..янс
|
11 | Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) обманч..вый, певуч..сть 2) кремни..вый, потч..вать 3) клятв..нные (уверения), забрезж..л (рассвет) 4) погляд..вать, оборуд..вать 5) запуг..вать, запасл..вый
|
12 | Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та Же буква. Запишите номера ответов. 1) зате..вший (спор), (родители) серд..тся 2) (она) обид..тся, высуш..нное (бельё) 3) выбер..шь, вытр..шь (пыль) 4) смеш..нный (лес), вороч..вшийся 5) трепещ..щий (от восторга), (друзья) выруч..т
|
13 | Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Ляпишев ни во что (НЕ)ВЕРИЛ. (НЕ)ПРИЗНАВАЯ авторитетов, трудно найти истину. Этого человека оказалось (НЕ)ТАК легко увлечь новыми идеями. Кругом царила (НЕ)ВЕРОЯТНАЯ тишина. На (НЕ)ПОКРЫТОМ скатертью столе расставлены различные яства.
|
14 | Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ (ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года. По некоторым мелочам, (ПО)ТОМУ, например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю. Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, хотя новости были ВСЁ(ТАКИ) хорошие. (В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а (ЗА)ТЕМ уехал на соревнования по горным лыжам.
|
15 | Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. По мнению М. Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
|
16 | Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские да круглые кисти. 2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. 3) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея. 4) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях. 5) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
|
17 | Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Образованная на речке (1) запруда (2) по диагонали пересекавшая усадьбу Абрамцево (3) являлась естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
|
18 | Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ах (1) война (2) что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики (3) головы подняли — повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли, за солдатом — солдат... До свидания (4) мальчики! Мальчики (5) постарайтесь вернуться назад. (Б. Ш. Окуджава)
|
19 | Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
|
20 | Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
|
21 | Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)На самой северной окраине земли, на полуострове Таймыр, расположен Большой Арктический заповедник площадью 4 млн 200 тыс. га. (2)Он не только самый северный, но и самый большой в Евразии. (3)Омывает его берега Северный Ледовитый океан — самый суровый океан на планете. (4)Особенно популярные места заповедника — бухты Медуза и Ефремова. (5)Территория этого природного комплекса на юге покрыта арктическими тундрами, а на севере — арктическими пустынями. (6)Зимой здесь царство белого цвета и полярной ночи, а летом лишайники и водоросли окрашивают тундру в красные, жёлтые, зелёные тона. (7)К берегам Таймыра с севера подплывают айсберги — обломки шельфовых1 ледников, образующиеся на островах архипелага Северная Земля. (8)В этой части океана размеры айсбергов относительно невелики: не более 500 метров в длину и высотой около 25 метров.
|
22 | Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Профессор не благоволит студентам, которые ходят к нему домой пересдавать экзамены и торгуются с ним. 2) В своё оправдание ленивые студенты, не сдавшие экзамена профессору, приводят абсолютно разные аргументы. 3) По убеждению рассказчика, не стоит тратить время на занятие делом, которое тебе не по душе. 4) Жанр диссертации, в отличие от сочинения, не предполагает творчества и самостоятельности, даже выбор темы исследования целиком зависит от научного руководителя. 5) Молодой докторант испытывает искреннее уважение к своему научному руководителю, несмотря на то что тема диссертации вызывает гнев профессора.
|
23 | Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 13 представлено описание. 2) В предложениях 33-35 представлено рассуждение. 3) В предложении 36 содержатся описание и рассуждение. 4) Предложение 47 включает описание. 5) Предложения 53 и 55 противопоставлены по содержанию.
|
24 | Из предложений 46-51 выпишите слово, употреблённое в переносном значении «тот, кто посвятил себя служению чему-либо».
|
25 | Среди предложений 58-65 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
|
26 | «Герой-рассказчик — видный профессор одного из университетов — в общении с посетившими его студентом и докторантом сдержан и рассудителен, в его речи часто встречается синтаксическое средство — (А)____(в предложениях 19, 26, 31). Тем не менее у его выдержки и самообладания есть предел: после встречи с докторантом в речи рассказчика появляются синтаксическое средство — (Б)____(предложения 60-62) и приём — (В)____ (предложения 68—69). Отношение профессора к научной деятельности докторанта ярко характеризует лексическое средство — (Г)____ ("грош цена" в предложении 72)». Список терминов: 1) анафора 2) эпитет 3) олицетворение 4) вводные слова 5) книжная лексика 6) фразеологизм 7) парцелляция 8) восклицательные предложения 9) обращения
|
Авторизация через |
Сборник предназначен для самостоятельной подготовки к выпускным экзаменам. Благодаря тестовым заданиям из открытого банка заданий, вы можете проверить свои знания и определить, насколько подготовлены к соответствующим экзаменам. Также этот сборник будет полезен учителям, которые могут использовать его для контроля результатов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования и интенсивной подготовки учащихся.
При выполнении заданий на экзаменах можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успехов при сдаче экзаменов!
< Предыдущий | Следующий > |