(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»
(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.
(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, — теперь пронзительно дорого нам.
(10)Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.
(12)3емля оттич и дёдич — это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим», — сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной — землёй оттич и дедич.
(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.
(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.
(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.
(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.
(По А. Н. Толстому)
Задание
25.
«Статья „Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой
Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и
одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают
многочисленные тропы, среди которых (А)___ („поток людей" в предложении
11, „накинул волшебную сеть слова" в предложении 19) и (Б)___ („как
стрелы" в предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а
также лексическое средство — (В)___ („возобладала" в предложении 8,
„воспел" в предложении 18) и приём — (Г)___ (предложения 22, 23)».
Список
терминов:
1)
метафора
2)
сравнение
3)
диалектизм
4)
книжные слова
5)
фразеологизм
6)
цитирование
7)
противопоставление
8)
разговорная лексика
9)
анафора
Решение.
1.
Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в
рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп
или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения –
синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере
курсивом!
А
– троп.
Б
– троп.
В
– лексическое средство.
Г
– синтаксическое средство.
2.
Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические
средства.
Тропы:
1, 2.
Синтаксические
средства: 6, 7, 9.
Лексические
средства: 3, 4, 8.
Таким
образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 3 терминов. Термины в
задании не повторяются.
3.
Выберем правильный термин.
А
– «поток людей» – метафора, 1.
Б
– «как стрелы» – сравнение 2.
В
– «возобладала», «воспел» – книжная лексика 4.
Г
– слово «она» в начале двух предложений – анафора 9.
Проверка.
Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной
форме, грамматических и смысловых ошибок нет.
«Статья
„Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной
войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью
за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди
которых (А) метафора („поток людей" в предложении 11, „накинул волшебную
сеть слова" в предложении 19) и (Б) сравнение („как стрелы" в
предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а также
лексическое средство — (В) книжные слова („возобладала" в предложении 8, „воспел"
в предложении 18) и приём — (Г) анафора (предложения 22, 23)».
В
ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и
запятых.