(1)Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. (2)Ох, какое это зрелище! (3)К нему не притерпеться, не привыкнуть. (4)Я, во всяком разе, не смог. (5)Ведь некоторым сёлам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счёта, — тыща лет! (6)А может, и более. (7)И самое печальное зрелище — это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.
(8)Я заглянул в окно покинутой избы. (9)В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. (10)Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. (11)На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье — ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. (12)В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. (13)3а лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.
(14)3десь жили хозяева! (15)Настоящие. (16)Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой — жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое... (17)Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу — и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.
(18)А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой-муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. (19)Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз «рогами», валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колёс — ступить некуда. (20)В самой избе кавардак невообразимый. (21)На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. (22)Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. (23)Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружьё, пустые гильзы, подполье чёрным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, — отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламлённую избу с презрением: «(24)Хватит! (25)Поворочала! (26)Теперь в городе жить стану, как барыня!..»
(По В. П. Астафьеву)
Задание
25.
«В. П. Астафьеву мастерски удаётся передать те чувства, которые испытываешь,
когда видишь покинутые российские деревни. Веру в то, что в заброшенных домах
снова появятся люди, вселяют использованные в тексте синтаксическое средство —
(А)___ ("путник или новопоселенец" в предложении 17) и приём — (Б)___
("не браконьером и бродягой — жителем придёт" в предложении 16).
Восхищаясь хозяевами первой избы, автор использует приём — (В)___ (предложения
14—15). Атмосферу деревенского уклада Астафьеву помогает передать лексическое
средство — (Г)___ ("ликами" в предложении 9, "беремя" в
предложении 11)».
Список
терминов:
1)
метафора
2)
фразеологизм
3)
эпитеты
4)
парцелляция
5)
обращение
6)
книжная лексика
7)
противопоставление
8)
восклицательные предложения
9)
устаревшая лексика
Решение.
1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое
средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках
слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер
предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда
выделен в примере курсивом!
А – синтаксическое средство.
Б – лексическое средство.
В – синтаксическое средство.
Г – лексическое средство.
2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и
синтаксические средства.
Тропы: 1, 3.
Синтаксические средства: 4, 5, 8.
Лексические средства: 2, 6, 7, 9.
Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4
терминов. Термины в задании не повторяются.
3. Выберем правильный термин.
А – обращение, 5.
Б – противопоставление, 7.
В – короткое предложение – парцелляция, 4.
Г – устаревшая лексика, 9.
Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все
слова стоят в правильной форме, грамматических и смысловых ошибок нет.
«В. П. Астафьеву мастерски удаётся передать те чувства, которые
испытываешь, когда видишь покинутые российские деревни. Веру в то, что в
заброшенных домах снова появятся люди, вселяют использованные в тексте синтаксическое
средство — (А) обращение ("путник или новопоселенец" в предложении
17) и приём — (Б) противопоставление ("не браконьером и бродягой — жителем
придёт" в предложении 16). Восхищаясь хозяевами первой избы, автор
использует приём — (В) парцелляция (предложения 14—15). Атмосферу деревенского
уклада Астафьеву помогает передать лексическое средство — (Г) устаревшая
лексика ("ликами" в предложении 9, "беремя" в предложении
11)».
В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв,
без пробелов и запятых.