ЕГЭ и ОГЭ
Главная > Авторские издания > Теория вероятностей для школьников (с абсолютного нуля)

Скачать книгу

Введение

Вряд ли сегодня кто скажет, существуют ли по-настоящему случайные явления в нашем мире или нет? Например, подбрасывая одну и ту же монетку в абсолютно одинаковых условиях и одинаковым образом, с точки зрения физики мы должны получать одно и то же ее положение: либо все время орел, либо все время решка. Аналогично обстоит дело и с игральными кубиками: если бы каждый бросок можно было бы повторять совершенно одинаковым образом и в совершенно одинаковых условиях, то мы видели бы выпадение одной и той же его грани. А вот привести пример события, которое бы менялось в экспериментах при одних и тех же исходных данных крайне затруднительно, если вообще возможно. Тогда про что же предмет «Теория вероятностей»? Дело в том, что многие явления удобнее представлять как случайные и, затем, использовать теорию вероятностей для анализа их поведения. Кроме того, исходные данные эксперимента часто невозможно точно измерить, так как физические приборы имеют (и всегда будут иметь) некоторые погрешности в своих измерениях. И эти маленькие погрешности впоследствии могут приводить к значительным изменениям. Впервые в науке это отметил американский ученый Эдвард Лоренц, изучая погодные явления. Он сформулировал свое замечание так: «взмах крыла бабочки в Техасе может впоследствии вызвать сильнейший ураган в Калифорнии». Это высказывание сейчас известно как «эффект бабочки». Так вот, получается, что даже при отсутствии «настоящих» случайностей для нас, людей, многие явления кажутся случайными и именно так нам проще их воспринимать, описывать и анализировать. Теория вероятностей как раз и предоставляет нам математический аппарат для «работы» с такими случайными явлениями. И сейчас мы начнем наше первое знакомство с ним.

Видео по теме